Военно-Патриотический Молодежный Клуб ''Пересвет''

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Статьи о православных воинах

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Статьи и выдержки из статей.

СЕРДЦЕ ВОИНА
Родина или смерть! – Иного не бывает!

Церковь и армия...  Совсем недавно в нашем обществе эти два понятия невозможно было представить рядом. Сегодня   российские военачальники   повернулись лицом к церкви, увидев в священниках реальных помощников в   воспитании личного состава и создании в воинских коллективах атмосферы духовности и патриотизма.
Вопросы защиты Отечества никогда не были чужды Русской Православной Церкви. Христианское отношение к войне и воинской службе вытекает из ответов Церкви на самые фундаментальные вопросы: происхождение зла, природа насилия, возможность применения силы в борьбе со злом. В основе этих ответов — учение о грехопадении человека и его искуплении Сыном Божиим.
Церковь и Священное Писание учат, что зло не было сотворено Богом, но получило доступ в наш мир через падение первых людей. И вместе со злом в мир вошло насилие, потому что райские отношения любви и взаимного доверия сменились отношениями власти и подчинения. Первое грехопадение повлекло за собой, начиная с убийства Каином Авеля, длинную цепь зла. Вместо царственного владычества над землей человек стал рабом природы.
В Евангелии от Матфея сказано: «Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть» (Мф. 24, 6). Властям дан от Бога меч — охранять государство от опасностей: внутренних и внешних. Однако   потому, что предоставленный от Бога меч дан в руки грешных людей, он не застрахован от страшных злоупотреблений. Поэтому и война может быть справедливой и несправедливой. Справедливая война — та, которая ведется оружием правды. За алтарь и очаг Отечества или та, посредством которой подается помощь другим народам, оказавшимся в угнетенном положении.
В Священном Писании исключительно уважительно говорится о   военных и их вере. Господь Иисус Христос однажды испытал удивление от большой крепости веры, причем, в разговоре с воином, римским сотником в Капернауме: «... Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (Лк. 7, 2-9). В Книге Деяний святых апостолов (гл. 10) описывается также христолюбивый воин-сотник Корнилий — «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». В Евангелии предполагается, что призвание воина совместимо с нравственной сущностью христианства, и человек надеется спастись не потому, что он воин или не воин, а потому, что он христианин. Меч, употребляемый в праведной битве, не есть меч убийцы, а оружие, данное Господом для водворения правды на земле.
Апостол Павел писал об основных христианских добродетелях, сравнивая верующего именно с воином: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6. 14-17). Именно так поступало русское воинство в критические моменты истории.
Война сопряжена с гибелью и страданиями людей, поэтому   должны быть испробованы все мирные способы   разрешения конфликта. Во время ведения войны христианская- гуманность требует милосердия к пленным и раненым.
Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 год писал: «Подвиг самопожертвования кровью своею за все то, что мы почитаем святым, конечно, нравственнее всего буржуазного катехизиса <...> И многие, толкующие теперь о гуманности, суть лишь торгующие гуманностью. А между тем, крови, может быть, еще больше бы пролилось без войны <...> Уж лучше раз извлечь меч, чем страдать без срока <...> Буржуазный долгий мир, все-таки, в конце концов, всегда почти зарождает сам потребность войны, выносит ее сам из себя, как жалкое следствие, но уже не из-за великой и справедливой цели, а из-за каких-нибудь жалких биржевых интересов, из-за новых рынков, нужных эксплуататорам. Интересы эти и войны, за них предпринимаемые, развращают и даже совсем губят народы, тогда как война из-за великодушной   цели, из-за освобождения угнетенных, ради бескорыстной и святой идеи, — такая война лечит душу, прогоняет позорную трусость и лень, объявляет и ставит твердую цель, дает и уясняет идею, к осуществлению которой призвана та или другая нация».
Наш современник А. Солженицын вложил в уста одного из своих геро¬ев такие слова: «Дилемма "мир — война" — это поверхностная дилемма поверхностных умов. Мол, только бы войны прекратить, и вот уже будет мир. Нет! Христианская молитва говорит: мир на земле и в человецех благоволение! Вот когда может наступить истинный мир: когда будет в человецех благоволение! А иначе будут и без войны: душить, травить, морить, колоть под ребра, жечь, топтать, плевать в лицо».

Юрий Фокин, полковник медицинской службы, доктор медицинских наук, март 2005 г.

Статья написана на основе выступления на IX Всемирном Русском народном Соборе.
Полностью статью можно прочитать здесь: http://www.voskres.ru/army/publicist/Fokin.htm

2

ВОИНЫ ХРИСТОВЫ 

Воинские искусства и русские монастыри
Благословен Господь, Бог мой,
научаяй руце мои на ополчение,
персты моя на брань.
(Пс. 143,1)

Не забывайте, что добрый воин,
лев против врагов, должен быть
агнцем между своими,
живите кротко и любовно,
а гнев и грозу берегите
для врагов Отечества.
Свт. Филарет Московский

Монастыри на Руси строились как оборонительные сооружения и в военное время представляли собой крепости, очаги сопротивления неприятелю. Находясь в непосредственной близости к рубежам Отечества, они всегда были готовы к отражению нападений врага. Время лихолетья заставляло и монахов вставать в ряды русского воинства, а старцы, умудренные подвижники и молитвенники, нередко предводительствовали вылазкам на неприятеля, учили и наставляли на ратный подвиг, на защиту Отечества и веры Православной.

   Так под 1609 г. в летописи Троице-Сергиевой Лавры рассказано об участии старцев в обороне монастыря от ляшско-литовских войск гетманов Сапеги и Лисовского: «Иные сотники с сотнями, с ними же и старцы троицкие во всех полках... Старцы же Сергиева монастыря ходяще в полках, бьющися с молитвою и укрепляюще люди не ослабляти в делех и тако все охрабрившися и бьяхуся крепко, глаголюще друг другу: „Умрем братие за веру христианскую"». (Авраамий Палицын).
Так иноки лавры встали на стены монастыря, защищая обитель Святой Троицы от ляшских оккупантов - сбивая пистонерами литовских удальцов.
Или другой пример - участие в Куликовской битве святых монахов Пересвета и Осляби, которых на ратный подвиг наставлял прп. Сергий Радонежский, он же благословил на битву и св. князя Димитрия Донского. 

Другой русский монастырь - Псково-Печерский - был осажден войсками Стефана Батория в феврале 1611 г. Летопись монастыря сообщает, как 27 апреля ночью неприятель стал обстреливать монастырь из пушек, на что иноки ответили утренней вылазкой - выгнали неприятеля из укреплений, взяли пленных и пушки. «Иноки и бельцы выидоша поутру из града и бишася с ними и выгноша их ис туров, оныих побиша, а иных живых во град приведоша, оружие поимаша и наряду взяша три пушки... и повлекоша во град». В другом месте читаем: «ставша противу ополчению их со оружием и бысть бой велий у всех приступов...».
Нельзя не упомянуть и Соловецкий монастырь-крепость, неоднократно отражавший нападения ливонцев и шведов в 1571, 1582 , 1611 годах., а также нападения англо-французской эскадры в 1854 году. Тогда за девять с лишним часов бомбардировки по обители было выпущено 1800 ядер, которых, по признанию Омманея (капитана эскадры), «было бы достаточно для разрушения нескольких европейских городов», но разрушения при этом оказались самыми ничтожными. Руководил оборонными мероприятиями архимандрит Александр.
Летописи повествуют о том, что в русских монастырях жили воины, защитники Отечества, с оружием и врукопашную защищавшие веру Православную. Каждый мужчина на Руси был воином: мужчина, - чин воинский. При Крещении человек становился духовным воином - воином Христовым и давал обет воевать за Него до самой смерти. На Руси была такая традиция, старые воины на склоне своей земной жизни постригались в монахи, например, у запорожских казаков было два монастыря. Тем самым их воинский путь продолжался на духовной стезе. Смиренно и верно служили монахи Богу, ратно - Отечеству. Традиции эти продолжаются до сих пор, среди монахов очень много бывших военных, само послушание которых сродни воинскому. О том, как нужно поступать православному воину, есть точные слова свт. Филарета Московского: «Любите врагов своих, гнушайтесь врагов Христа и бейте врагов Отечества».

Материалы сайта barnaulnio.narod.ru